Сибирцева Ульяна Петровна, педагог-психолог

Эмоциональное благополучие ребёнка в семье как залог здоровья

Сегодня говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из вас,  о здоровье ваших детей.  

Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В общем понятии здоровья  имеются две неотъемлемые составляющие – здоровье физическое и здоровье психическое.

Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек. Чтобы достигнуть высокого уровня физического здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.

Психическое  здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. 

Если с рождения ребёнка окружает любовь и забота близких, то у него формируется чувство защищённости. Дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Только чувствуя любовь матери, отца и близких людей, т.е. дедушки, бабушки, ребёнок растёт эмоционально благополучным.

Эмоциональное благополучие является одним из фундаментальных  качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Эмоциональное благополучие ребенка в разных возрастах связано с отношением и поведением окружающих его людей, что  проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Эмоциональное благополучие  выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

- в наличии чувства доверия к миру;

- способности проявлять гуманные чувства;

- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

- в наличии положительных эмоций и чувства юмора;

- способности и потребности в телесном контакте;

- в чувстве удивления;

- вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок  - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

- создание в семье атмосферы положительных эмоций;

- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

- в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления)

А также главным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Таким образом,  одним из важнейших  факторов укрепления физического и психического  здоровья ребенка  является СЕМЬЯ.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс. Даже неприятности вне семьи переживаются проще, если в семье тёплая атмосфера. Тёплая семейная атмосфера обеспечивает  эмоциональное благополучие ребенка.

1 марта 2021 в 04:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.