Сибирцева Ульяна Петровна, педагог-психолог
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЁНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТАВ каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего ребенка, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты. Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен. Рекомендации родителям эффективного общения с собственным ребенком.
1. Развитие умения вступать в диалог · Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами. · Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему. · Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить. · Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное. · Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки – это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре. · Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией – это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания. 2. Развитие умения соблюдать очередность · Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор. · Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку! », «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю “алло! “, теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр. · Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно. · Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить. · Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме. · Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д. · При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук. · Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами. · Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями. Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому. 3. Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни Умение требовать: · Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли. · Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще? » Дождитесь ответа или звука с его стороны. · Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку управлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения. Умение отказываться: · Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо». Умение здороваться и прощаться: · День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Умение делиться информацией: · Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку. Умение давать: · Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. · Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы. · Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам. Игра со звуками: · Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни: — ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр. — звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.). Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка · Давайте малышу время на ответ – это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой. · Слушайте. и ждите. · Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие. · По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении. · Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас. · Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения. · Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли). Таким образом, чтобы обеспечить полноценное взаимодействия с ребенком, ввести его в мир культуры, взрослые должны организовать стимулирующее развитие предметной среды, привлечь внимание малыша к новым предметам, познакомить с их назначением и научить пользоваться ими, поощрять и поддерживать детскую любознательность. Литература Волков Б.С.: Детская психология: от рождения до школы. – СПб.: Питер, 2009 Источник: http://www.centr45.ru/ 4 марта 2021 в 10:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.