Сибирцева Ульяна Петровна, педагог-психолог

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЁНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего ребенка, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты. 

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен.

Рекомендации родителям эффективного общения с собственным ребенком.

 

1. Развитие умения вступать в диалог

· Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

· Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

· Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

· Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.

· Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки – это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

· Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией – это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

2. Развитие умения соблюдать очередность

· Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор.

· Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку! », «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю “алло! “, теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.

· Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно.

· Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

· Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.

· Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

· При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

· Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

· Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

3. Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать:

· Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

· Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще? » Дождитесь ответа или звука с его стороны.

· Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку управлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

· Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

Умение здороваться и прощаться:

· День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания.

Умение делиться информацией:

· Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

Умение давать:

· Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

· Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

· Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками:

· Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка

· Давайте малышу время на ответ – это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

· Слушайте. и ждите.

· Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

· По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.

· Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

· Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

· Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Таким образом, чтобы обеспечить полноценное взаимодействия с ребенком, ввести его в мир культуры, взрослые должны организовать стимулирующее развитие предметной среды, привлечь внимание малыша к новым предметам, познакомить с их назначением и научить пользоваться ими, поощрять и поддерживать детскую любознательность.

Литература

 Волков Б.С.: Детская психология: от рождения до школы. – СПб.: Питер, 2009

Источник: http://www.centr45.ru/

4 марта 2021 в 10:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.