Сибирцева Ульяна Петровна, педагог-психолог

Как пережить кризис семилетнего возраста?

В жизни каждого человека случаются памятные и наиболее запоминающие мгновения.  Одним из таких моментов (не для всех, конечно, но для большинства) является поступление в школу в первый класс. В возрасте 6-8 лет ребенок встает на новую ступень развития, меняется его психологическое и физическое состояние. Дошкольник становится школьником. В начальной школе на ребенка сваливается определенная ответственность, появляются новые обязанности, взрослые выдвигают другие требования. Но психологически он еще остается маленьким, не может верно расставлять приоритеты, не умеет владеть своими эмоциями и не умеет пока правильно распределять свое время. Психика ребенка переживает потрясения, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, настроения.  Все это негативно сказывается на эмоциональном состоянии первоклассника.

 На протяжении всего детства (до 7 лет) у ребенка ведущим видом деятельности была игра. На данном этапе игровая деятельность постепенно уступает место учебной. Теперь у ребенка на первом месте должна стоять учеба и все, что с ней связано. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет. Это переломный момент в жизни детей, который совпадает, как правило, с поступлением в первый класс. Ребенок начинает чувствовать, что он вдруг повзрослел и старается показать свои внутренние ощущения. Их настроение может резко меняться от слез до смеха в течение дести минут. Также для них характерны слишком острые реакции: нередко  в ответ на внешние события у детей возникают страхи, агрессия, истерики.

Психологические симптомы кризиса 7 лет делят на три группы: негативные, нейтральные и  позитивные.

Негативные – непослушание, капризность,  раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований). Ребенок часто вступает в споры и конфликты, грубит, паясничает,  проявляет открытое непослушание и игнорирует просьбы взрослых, проявляет агрессию. Именно в этот момент нередко доводит родителей до белого каления, поэтому нужно запастись огромнейшим терпением.

Нейтральные – это новые черты в поведение ребенка, направленные на подчеркивание его «взрослости».

Позитивные – это приобретения,  которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса. К ним относятся самостоятельность, интерес к школе и занятиям, появление новых увлечений.

Данный период жизни сложный как для детей, так и для родителей. Чтобы прожить кризис 7 лет вместе с ребенком и помочь преодолеть его, родителям нужно быть сами готовыми, прежде всего, морально. Очень многие родители совершают ошибки в этот период жизни ребенка, неправильно понимая причины поведения первоклассника, что в дальнейшем приводит к более глубоким психологическим проблемам, а также к полному отторжению ребенком процесса обучения.

Для того чтобы родители могли помочь своему ребенку пережить этот сложный период максимально безболезненно, им необходимо придерживаться следующим рекомендаций:

- старайтесь внимательно наблюдать за ребенком и узнавать,  что его беспокоит;

- если ребенок не хочет идти на контакт, то, не заостряйте внимания, а мягко и аккуратно выясните причину;

- наказывать ребенка нельзя. Это не только  не поможет, но и еще больше усугубит ситуацию;

- чтобы ребенок мог справиться с ответственностью, не стоит на него давить и запугивать, лучше всего показать и объяснить как и зачем это нужно делать;

- старайтесь больше времени проводить  с ребенком в этот период, тогда он будет чувствовать поддержку взрослого;

- оказывайте ребенку посильную помощь. Это не значит, что нужно все делать за него. Помощь должна быть словесной.;

- частые эмоциональные перегрузки могут привести к резкой смене настроения; не стоит заострять на этом внимание, и дайте ребенку отдохнуть;

- разнообразьте отдых первоклассника: в выходные дни  ребенок должен отвлекаться от учебы и школы (прогулки на свежем отдыхе, спортивные игры и активный образ жизни);

- чтобы ребенок не испытывал тяжелые нагрузки во время учебы, следует соблюдать определенный режим дня;

-  следует отдавать предпочтение здоровой пище;

- сразу после школы ребенок должен отдохнуть и лишь потом приступать делать домашние задания;

- разговаривайте со своим ребенком, спрашивайте, как дела в школе, что нового и интересного сегодня произошло;

- дети очень чувствительны к настроению взрослых. Не стоит делать с ребенком домашние задание, если у вас нет настроения;

- не смотря на то, что ваш ребенок повзрослел и теперь ходит в школу, у него всегда должно оставаться свободное для игр и т.д.;

- время для просмотра телевизора, игр в телефон или планшете следует сократить до минимума;

- обязательно нужно общаться с учителем, интересоваться успехами и проблемами маленького школьник;

- в этот период не стоит перегружать детей дополнительными занятиями в секциях и кружках;

- чтобы быстрее прошла у ребенка адаптация к школе, нужно заниматься с ним дома, играть в развивающие игры, читать и т.д.

Помните, что самое главное – это ваша забота и ваше внимание!

Литература

1. Синдром первоклассника, или Психосоматика и школьные стрессы / Ирина Горбунова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 126 с.: ил. – (Психология).

2.  https://www.b17.ru/blog/95977/

12 июня 2023 в 19:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.